«Как ни жалка твоя жизнь, гляди ей в лицо и живи ею»

ДОСВЕД
Кто такой Генри Дэвид Торо и чем сегодня ценна его книга «Уолден, или Жизнь в лесу»
Расказаць сябрам
История знает много примеров, когда люди искали альтернативу образу жизни больших городов. В дальнейших материалах Downshifter.by постараемся осветить наиболее знаковые персоны и их наследие.

Одним из ярких примеров отшельничества может служить Генри Дэвид Торо, американский писатель и мыслитель. Сегодня его смело можно назвать одним из идеологов дауншифтинга.

Посудите сами — Торо, образованный человек, почти 200 лет назад бросил свою городскую жизнь и ушёл жить в лес, где построил себе хижину, чтобы попробовать жить независимо от окружающего его общества. Писатель скрупулёзно записывал всё, что с ним происходило на протяжении двух лет жизни в лесу. Можно предположить, что, если бы Торо жил сегодня и у него был свой канал на ютубе, там бы уже были миллионы подписчиков.
Генри Дэвид Торо
Будущий дауншифтер, Генри Дэвид Торо родился в 1817 году в городе Конкорд, штат Массачусетс, США. На тот момент в Конкорде проживало 2000 человек (как население Ракова), но даже такого количества людей для Торо в последствии оказалось слишком много.

Отец Торо занимался производством карандашей, мать работала дома. У Генри был старший брат Джон и младшая сестра София. В 11 лет Торо поступил в Академию Конкорда, где изучал латынь, греческий, французский, немецкий, испанский и итальянские языки. В 16 лет Генри получил стипендию и поступил в Гарвардский университет, где начинает проявляться его своеобразный характер.

Говорят, он отказался заплатить 5 долларов за диплом и таким образом не получил его. Годы учёбы в университете стали поворотными для Торо. Его первая университетская любовь познакомила его с Ральфом Уолдо Эмерсоном – лидером молодого трансценденталистского движения.
Ральф Уолдо Эмерсон
Трансценденталисты (от лат. transcendens — выходящий за пределы) рассматривали человека, как полноправного представителя космического начала, Природа наделялась неисчерпаемой духовной силой. Через приближение к дикой природе, через чтение книги Природы, разгадывания её символических смыслов в попытках интуитивного переживания жизни они видели пути духовного роста человека, который стремится к нравственному очищению и постижению, как выражался Эмерсон, сверхдуши.
Эмерсон написал манифест движения, который так и называется — «Природа». В нём философ восхищается природой и превозносит одиночество на её фоне. Движение начало издавать журнал «The Dial» (циферблат), вокруг которого стали объединяться другие трансценденталисты.

Двадцатилетний Торо входит в кружок трансценденталистов и на какое-то время поселяется в доме Эмерсона. Кружок очень быстро превращается в клуб и привлекает к себе всё больше американских интеллектуалов. Среди них мистики, поэты, писатели и гражданские активисты. Торо среди всех этих писателей был единственным уроженцем Конкорда. Совсем скоро и он стал раскрывать свой писательский талант, опубликовав свои дневниковые записи в «The Dial».
Джордж Рипли
В 1841 году писатель Джордж Рипли вместе со своей женой Софией в качестве эксперимента основали автономную земельную коммуну Брукфарм, где ставилась задача заменить эгоистическую конкуренцию системой братской кооперации. Поучаствовать в коммуне пригласили и Торо, который поприветствовал практические действия своих друзей, но сам участвовать отказался. Он считал, что
недостаточно реформировать общественные структуры, пока каждый из отдельных членов общества не пройдет трансформацию.
Такую трансформацию Торо решил пройти сам и для этого принял решение прожить самому в окружении дикой природы.
Интерьер Реконструированной хижины Торо. Фото wikipedia.
В марте 1845 года он взял топор и пошёл в лес недалеко от Конкорда, чтобы на берегу Уолденского пруда самостоятельно построить себе хижину из поваленных сосен. Идею с постройкой хижины в лесу Торо позаимствовал у своего однокурсника Чарльза Виллера, который построил себе хижину для чтения и размышления.

На постройку жилища у писателя ушло чуть больше трёх месяцев и 4 июля 1845 года новая хижина была готова. С этого дня начался эксперимент, который Торо позже опишет в своей книге «Уолден, или Жизнь в лесу».
«Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от неё научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил. Я не хотел жить подделками вместо жизни — она слишком драгоценна для этого; не хотел я и самоотречения, если в нем не будет крайней необходимости. Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добраться до её сердцевины, хотел жить со спартанской простотой, изгнав из жизни всё, что не является настоящей жизнью, сделать в ней широкий прокос, чисто снять с нее стружку, загнать жизнь в угол и свести её к простейшим формам, и если она окажется ничтожной, — ну что ж, тогда постичь всё её ничтожество и возвестить о том миру; а если она окажется исполненной высокого смысла, то познать это на собственном опыте и правдиво рассказать об этом в следующем моем сочинении. Ибо большинство людей, как мне кажется, странным образом колеблются в своём мнении о жизни, не зная, считать ли её даром дьявола или бога, и несколько поспешно заключают, что главная наша цель на земле состоит в том, чтобы "славить бога и радоваться ему вечно".»

Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»
Переселившись в лес, писатель свёл свои потребности к необходимому минимуму. Он добывал себе средства для существования, выращивая бобы, кукурузу и картофель, иногда нанимался на временные работы, прожив в общей сложности в своей хижине два года, два месяца и два дня. В свободное время писатель читал, вёл дневник, в котором описывал свои наблюдения, размышления, путешествия по окрестностям и перемены, которые он наблюдал в природе.
«В том, что человек сам строит свое жилище, есть глубокий смысл, как в том, что птица строит свое гнездо. Как знать, быть может, если бы люди строили себе дома своими руками и честно и просто добывали пищу себе и детям, поэтический дар стал бы всеобщим: ведь поют же все птицы за этим занятием. Но мы, к сожалению, поступаем подобно кукушкам и американским дроздам, которые кладут яйца в чужие гнезда и никого не услаждают своими немузыкальными выкриками. Неужели мы навсегда уступили плотникам радость строительства? Что же значит тогда архитектура для огромной массы людей? Никогда еще во время своих прогулок я не встречал человека за таким простым и естественным делом, как постройка собственного жилища. Мы стали всего лишь частицами общественного целого. Не только портной составляет одну девятую часть человека, но также и проповедник, и торговец, и фермер. До чего же дойдет это бесконечное разделение труда? И какова, в сущности, его цель? Возможно, кто-нибудь другой смог бы даже и _думать_ за меня, но вовсе не желательно, чтобы он это делал настолько, что я отвыкну думать сам.»

Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»
Будучи приверженцем минимализма, Торо оставлял вокруг себя только необходимое, пытаясь определить, в чём заключаются реальные потребности человека и как, соответствуя этим потребностям, вести альтернативный способ жизни. Альтернативный к «американскому образу жизни», который писатель неоднократно критиковал в своих работах.
Реконструированная хижина Торо. Фото wikipedia
Торо писал, что на самом деле человек нуждается только в четырёх вещах: Пище, Крове, Одежде и Топливе. Но даже к этим основам он подходил без излишеств. Он питался со своего огорода, остатки продавал, а на полученные деньги покупал то, что не мог вырастить: муку, масло и рис. За восемь первых месяцев он потратил 61 доллар 99 центов, сегодня это было бы чуть меньше чем 1500$. Торо подсчитал, что работа занимала у него всего 6 недель в году, остальное время философ созерцал окружающую его природу, предавался размышлениям и занимался литературным трудом.
«Посмотрите на возчика на дороге: днем ли, ночью ли — он держит путь на рынок. Что в нем осталось божественного? Накормить и напоить лошадей — вот его высшее понятие о долге. Что ему судьба в сравнении с перевозкой грузов? Ведь она работает на сквайра Ну-ка Поживей. Что уж тут божественного и бессмертного? Взгляните, как он дрожит и ежится, как вечно чего-то боится, — он не бессмертен и не божествен, он раб и пленник собственного мнения о себе, которое он составил на основании своих дел. Общественное мнение далеко не такой тиран, как наше собственное. Судьба человека определяется тем, что он сам о себе думает.»

Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»
Но даже в лесу Торо не смог скрыться от налогов. Летом 1846 года сборщик налогов потребовал погасить долг, который скопился за шесть лет. Писатель был убеждённым противником рабства, вместе со своими друзьями он помогал беглым рабам. Он отказался платить подушный налог государству, которое поддерживает такое устройство, где существует рабство.
Тогда его заключили на ночь в тюрьму. Родственники заплатили залог, чтобы философ к утру оказался на свободе.

И хотя время, которое писатель провёл в тюрьме, составило не больше одной ночи, этот опыт вдохновил его на написание эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849)
Эссе в последствии стало одним из фундаментальных текстов о моральном долге человека по отношению к несправедливому или незаконному правительству. На практике методы, описанные в эссе, были проверены Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом и другими, повлияв таким образом на жизни миллионов людей.
Влияние идей Торо
Лев Толстой
Махатма Ганди
Мартин Лютер Кинг, AFP
Торо был одним из первых западных философов, кто добрался до индийских и китайских источников. В 1837 году Торо отстранили от преподавания в школе за то, что он не хотел пороть учеников, как требовалось правилами того времени. Писатель был растерян и тогда ему попалась книга «История и описание нравов Британской Индии». Он прочёл её от начала до конца, и идеи далёкого Востока вошли в жизнь Торо. «В каком‑то смысле время от времени я сам тоже йог», — писал он другу.
Оба эксперимента: индивидуальный на Уолдене и коллективный на Брукфарм окончились неудачно. Несмотря на несколько источников дохода, община Брукфарм была в постоянных долгах почти сразу после её начала, а в 1846 году из-за пожара была разорена и распалась. К концу Брукфарм имела общий долг в размере 17 445 долларов. Основателю проекта Джорджу Рипли потребовалось 13 лет, чтобы выплатить этот долг.
«Уолден, или Жизнь в лесу» - первое издание книги
Торо покинул Уолден 6 сентября 1847 года по просьбе Эмерсона, который уехал в Европу и просил помочь своей жене вести домашнее хозяйство. У Торо тоже накопились долги и ему пришлось работать, чтобы их погасить. Во время работы он постоянно пересматривал свою рукопись и в 1854 году опубликовал её под название «Уолден, или Жизнь в лесу». Книга сжимает время, проведённое Торо в лесу, до одного года, рассказывая о смене четырёх времен года, как символах человеческого развития.
Компьютерная игра Walden, a game
Идеи Генри Торо сегодня живут не только на страницах книг, в 2017 году вышла компьютерная игра Walden, a game, где можно с головой окунуться в книгу и прожить историю Торо на берегу Уолденского пруда. В игре нет врагов и каких-то обязательных заданий. Вы оказываетесь в лесу, где в поисках уединения и вдохновения Торо строил себе хижину, выращивал бобы, писал свою книгу. Задача игры состоит не в том, чтобы победить, а в том, чтобы с умом проводить в ней время — достичь баланса.
Уолден. Фото 1908 г.
К каким же выводам пришёл Торо после своего двухлетнего отшельничества? Наверное, основной вывод в том, что самый главный источник силы и энергии для человека скрывается в природе, а не, например, в деньгах.
«На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается.»

Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»
Торо призывает принимать жизнь такой, какая она есть, жить и любить её, ведь другого шанса у нас нет.
«Как ни жалка твоя жизнь, гляди ей в лицо и живи ею; не отстраняйся от нее и не проклинай ее. Она не так плоха, как ты сам. Она кажется всего беднее, когда ты всего богаче. Придирчивый человек и в раю найдет, к чему придраться. Люби свою жизнь, как она ни бедна.»
Обсудите эту новость в Facebook, «Вконтакте» и подписывайтесь на наш Telegram
Расказаць сябрам
Перепечатка материалов DownShifter.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Падпішыцеся
Каб нічога не прапусціць
Чытайце таксама