Что такое дауншифтинг?

ДОСВЕД
Дауншифтинг как восходящая социальная мобильность
Расказаць сябрам
Downshifter.by перепечатывает сокращенный текст о дауншифтинге, опубликованный в научном журнале "Социальное время", написанный доктором социологических наук, профессором кафедры социологии культуры и коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета Владимиром Ильиным.
Дауншифтинг — это изменение характера качества жизни без заметного долговременного ущерба для его уровня. Это не хуже и не лучше. Это, если смотреть со стороны непредвзятым взглядом, просто иначе. Это свободный выбор образа жизни, предполагающий замедление её темпов, бегство от суеты, отказ от привычных и общепринятых ценностных ориентиров.

Дауншифтинг — это индивидуальный выбор образа жизни, адекватного не вкусам большинства, а личным предпочтениям. В этом смысле дауншифтинг — это восхождение к себе, возможное в условиях тренда к индивидуализации общества. При таком понимании дауншифтинга он выступает как форма восходящей социальной мобильности.
Мотивацию к дауншифтингу порождает логика жизни в большом городе и работы в корпорации.
Мотивацию к дауншифтингу порождает логика жизни в большом городе и работы в корпорации. В этих условиях часто возникает парадокс: социальный успех не сопровождается переживанием счастья. Парадоксально, но основными поставщиками дауншифтеров являются крупные и крупнейшие корпорации, работа в которых для наблюдателей со стороны кажется наиболее ярким примером реализации жизненного успеха. Корпоративная культура, повышая эффективность труда, предельно сужает пространство для проявлений индивидуальности, превращая индивидов в «офисный планктон», в винтики большой машины. И тогда возникает (или может возникнуть) философское сомнение в смысле борьбы за такой успех.
В США дауншифтинг стал предметом обсуждения и был определен как новый тренд в 1990-х гг. Это явление быстро распространилось не только в Соединённых Штатах, но и в Англии, Австралии и др. развитых странах Запада. Опросы в Великобритании и Австралии показали, что до четверти опрошенных молодых людей совершали действия с признаками дауншифтинга (например, снижение уровня дохода с целью увеличения свободного времени). В Гималаях я общался с бывшим канадским инженером, который на четвертом десятке прервал достаточно успешную карьеру, поселился в домике на берегу океана в Австралии и поставил цель покорить высочайшие пики всех континентов.
Идеалом дауншифтеров является «simple life» или «simple green life».
Смутные и противоречивые настроения дауншифтинга были переведены на язык системно пред-ставленных идей американцами Джоном Дрейком и Дэниэлом Пинком.
Феномен добровольного снижения темпа жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями может называться по-разному. Чаще всего он известен как downshifting. Есть разные точки зрения относительно времени первого использования этой категории и автора. Книга Эми Солтсмен «Дауншифтинг: достижение нового успеха на пониженной передаче», изданная в 1990 г. в США, – ключевая веха.

Здесь были сформулированы
пять основных общих принципов дауншифтинга:
1) добровольно сделать «шаг назад»,
2) вернуться к спокойному стабильному состоянию,
3) снизить хотя бы на время требования к карьере,
4) уехать из большого города,
5) найти себе работу на дому на принципах самозанятости.
Кроме того, встречаются и синонимы: «добровольная простота (voluntary simplicity, simple living) в США, «резкое изменение» (sea change) – в Австралии.
В русском языке используется калька с английского (иностранное слово русскими буквами): дауншифтинг.
В основном в дауншифтеры уходят люди 30-40 лет. Одна из причин в том, что для спуска вниз надо куда-то подняться.
Молодежи это сделать труднее, поскольку подъем – это только перспектива. Правда, возможен аналог дауншифтинга в стиле хиппи, многие из которых вышли из средних классов и выбрали стиль простой жизни. Однако дауншифтинг – это все же несколько иное явление, нежели движение хиппи. В его центре – изменение характера и смысла труда, а всё остальное – производное. Молодежь смотрит на феномен дауншифтинга со стороны, однако мысль о вероятности такой стратегии оседает в меню будущих выборов и, что не исключено, сыграет свою роль на определенном этапе жизненного пути.
В России феномен дауншифтинга начал упоминаться с начала нулевых лет: сначала в специализированной литературе, посвященной карьере, бизнесу и т.д. Первое упоминание зафиксировано в 2004 г., в 2006-07 гг. ряд изданий отмечает«дауншифтинг» как одно из главных понятий года. А потом постепенно это понятие приобрело популярность и перекочевало на страницы массовых изданий и в телепрограммы. Дауншифтеры стали героями художественной литературы. Параллельно возник интерес к нему и у исследователей. В данной работе рассматривается только один из наименее изученных вариантов дауншифтинга, связанный с миграцией из больших городов в сельскую местность или малые города. Особенность этого исследования – взгляд на дауншифтинг в терминах социальной мобильности с фокусом на социально-территориальную структуру. Вариант дауншифтинга в виде отъезда в теплые экзотические страны здесь не рассматривается. Теоретическая модель дауншифтинга применяется для анализа материалов полевых исследований.
Феномен дауншифтинга
В классической социологии отразилась ментальность эпохи модерна. Для неё характерно понимание социального пространства как иерархически упорядоченного и одномерного пространства позиций. В качестве критериев структурирования социальной иерархии используются характеристики социального статуса, отобранные экспертами. Классический пример концепции социального неравенства, предложенные К.Марксом (критерий –отношение к средствам производства) и М.Вебером (власть, престиж, собственность). В классической социологии имеет место четкое разделение субъекта и объекта классификации: эксперту виднее, кто находится вверху, а кто внизу, кто живет хорошо, а кто плохо. Это характерный подход позитивистской методологии, в которой изучаемые люди рассматриваются как такие же объекты, как и вещи, природные явления и т.д. В той или иной мере в научной оценке системы социальных координат отражается здравый смысл большинства – либо статистического, либо социального (т.е. доминирующей группы). А «нормальный» взгляд на этот феномен примерно таков (работник кадрового агентства):
«Желание худшей доли в век больших денег и стремительных карьер традиционно вызывает подозрения. И если дауншифтер – небунтарь, отвергающий общепринятые ценности во имя вышивания крестиком на полотенце, то он, несомненно, неудачник, потерявший интерес к работе и к жизни».
В силу этой логики дауншифтинг определяется как форма нисходящей социальной мобильности и даже отклоняющегося поведения.
В исследовании Гамильтона 2003 г. выделяются три критерия дауншифтинга:
1) сокращение рабочего времени;
2) прекращение работы или переход на более низкую ступень карьерной лестницы с сопутствующим снижением дохода;
3)возвращение к продолжению учебы.
Кроме того, дауншифтинг – это отступление и от стандартов общества потребления. Ермакова выделяет пять групп дауншифтеров:
1) те, кто приостановил свою профессиональную карьеру во имя путешествий, отдыха и поиска себя;
2) те, чья профессиональная деятельность позволяет им работать либо удаленно, либо сезонно, поэтому они могут работать в дальних теплых странах, сдавая свое жилье в городе в наем;
3) те, кто, оставаясь в своей профессиональной сфере, пошли на менее оплачиваемую работу во имя сокращения рабочего времени;
4) те, кто, достигнув определённых успехов в карьере, решили получить другое образование, сменить профессию;
5) те, кто, несмотря на успехи в карьере, решают посвятить себя хобби.
Часто (но не всегда) дауншифтинг включает в себя перемещение в географическом пространстве.
Иерархия социально-территориального пространства в рамках классической логики и здравого смысла выстраивается просто: на дне – деревня, на вершине – столица.
Миграционные потоки работают на подтверждение такого видения социально-территориальной иерархии: больше всего напряжение от притока мигрантов испытывает столица, в меньшей мере – областные центры и в гораздо меньшей – районные центры. Однако абсолютизировать этот миграционный тренд нет оснований. Во-первых, далеко не все население страны сорвалось в стремлении мигрировать в столицу или в большие города, во-вторых, наблюдается пока небольшой, но все же симптоматичный ручей оттока населения из больших городов. Некоторая часть этого потока попадает в категорию дауншифтинга – добровольного ухода из больших городов в глубинку.
Downshifting в своем буквальном первоначальном значении – это перевод автомобиля на пониженную передачу, что позволяет ехать неспешно, но основательно.
«В обозначении "дауншифтинг", – как верно отмечает В.Н.Мерзлякова, – заложено противоречие. С одной стороны, речь идет о понижении уровня: метафорическая семантика отнесения к низу характеризует это явление как негативное, «ниже» означает хуже, так как ориентация вниз соответствует негативной языковой коннотации. С другой стороны, дауншифтинг воспринимается как сбрасывание скорости, т.е. избрание более осторожного, осознанного и вдумчивого движения. Тем самым понижению присваивается также и позитивная характеристика». Со стороны, с точки зрения логики модерна, дауншифтинг – это добровольная нисходящая социальная мобильность, т.к. индивид приобретает статус, в меньшей степени наделенный ресурсами, которые, с точки зрения экспертов, обладают первостепенной ценностью для всех.
Для одних – это неудачники, вынужденные уйти из конкурентной и жесткой среды больших городов в деревни и малые города, но при этом часто пытающиеся рационализировать этот шаг в терминах особой философии и вкуса, переводя его в категорию добровольного выбора. Для других дауншифтеры – это чудики, т.е. люди не от мира сего.
Позитивный компонент этого понятия ускользает. Одно из первых точных определений этого феномена дано в Австралии: «добровольные, долгосрочные изменения в стиле жизни, основанные на уменьшении значимости доходов».
Становлению эпохи постмодерна характерна иная ментальность, ключевыми свойствами которой являются культ релятивизма, индивидуализм, пристальное внимание не к массе, а индивиду как автономному субъекту социальной жизни. Этому сдвигу в ментальности соответствует и появление методологии исследований, одной из характерных черт которой является стремление смотреть на мир глазами изучаемых людей, рассматриваемых как эксперты, достаточно компетентные, чтобы судить самим без помощи внешних советчиков, какая жизненная траектория является нисходящей, а какая – восходящей. При таком подходе в системе индикаторов социальной мобильности происходит сдвиг в сторону самооценок, индивидуальных систем координат, делающих любые выводы, касающиеся статуса, относительными (то, что является верхом для одних, оказывается низом для других). При использовании этой методологии происходит переопределение дауншифтинга: это добровольная восходящая социальная мобильность, выводящая в альтернативную систему координат, где главным индикатором иерархии является степень удовлетворенности своим социальным положением.
Хорошо не там, куда стремится большинство, а там, где комфортно конкретному индивиду.
Это одно из проявлений тренда к индивидуализации общества.
При взгляде на этот феномен в этом контексте в терминах социальной мобильности дауншифтитеры – это социальная страта, представители которой ранее принадлежали к высше-среднему классу, однако утратили свой статус в иерархии в результате добровольного решения об изменении стиля жизни.

Появление современного дауншифтинга стало возможным в результате заметного сдвига в иерархии ценностей, где свободное время начало теснить деньги. И этот сдвиг сделал возможным и необходимым дауншифтинг как восходящую социальную мобильность.

Все это вписывается в более широкий тренд к сознательному замедлению темпа жизни.
Это уход от суеты, гонки за целями, которые при беспристрастном разглядывании без оглядки на большинство начинают вызывать сомнения. Это переход от быстрого питания к медленному. Это сдвиг от жесткого и напряженного графика, заданного извне, к гибкому и расслабленному режиму, учитывающему собственные индивидуальные особенности и сиюминутные настроения. Это осознание того, что деньги и власть – далеко не самое главное, что жизнь, проведенная в суете, не компенсируется никакими доходами.
В контексте такого ценного сдвига социально успешен не тот, кто имеет много денег и власти, а тот, кто имеет много свободного времени, которое он использует по своему желанию. В то же время это именно свободное, а не пустое время, которое индивид не знает, чем занять и стремится «убить». И отъезд из большого города в малый населенный пункт – вполне логичная стратегия замедления темпа жизни.
Предыстория дауншифтинга
Дауншифтинг – новое слово, отражающее новые реальности. Их суть –постмодернисткое разочарование проявлениями успеха, измеряемого в терминах модерна. Однако если абстрагироваться от смысловых деталей, то это явление имеет давнюю историю. И в далеком прошлом легко найти примеры людей, которые сознательно уходили из городов в глубинку, замедляли темп жизни, добровольно отказывались от общепринятых маркеров социального успеха.
Религиозный дауншифтинг – это, пожалуй, самая древняя по происхождению форма дауншифтинга. В его основе отказ от светской шкалы социального успеха во имя принципиально иной шкалы, в которой материальные маркеры играют сугубо периферийную роль. Данная форма существует и поныне. Один из её вариантов – индивидуальное отшельничество. Однако гораздо распространеннее уход в монастырь. Правда, не все монастыри расположены в глубинке, но существенная их часть находится вдали от больших городов. Смысл такого удаления – в создании оптимальных возможностей для молитвы благодаря изоляции от суеты городской жизни.
Философский дауншифтинг – это уход философа подальше от городов ради возможности размышлений без отвлечения на посторонние заботы, порождаемые жизнью в большом городе с характерной для него высокой интенсивностью общения, далеко не всегда способствующего философским поискам. Один из наиболее ярких примеров – американский мыслитель XIX в. Генри Торо (1818-1862). Это культовая фигура для тех, кто сознательно ищет альтернативу образу жизни гигантских городов. Американский мыслитель XIX в. в свое время ушел жить в лес, где построил на берегу озера Уолден хижину и начал эксперимент по выживанию вдали от цивилизации. Попутно он вел самонаблюдение и размышлял над собственным опытом, итогом чего стала книга «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854). Главными чертами его образа жизни стали независимость и простота, обеспечивавшая её.
Художественный дауншифтинг – это уход писателя или художника в деревню или малый город для получения возможности плодотворной творческой деятельности.


Полный текст, в том числе полевое исследование о многообразии современного дауншифтинга (родовые поместья, дауншифтинг бизнесменов, дауншифтинг в глубинку и самозанятость) можно почитать по ссылке (стр.78-90)
Автор исследования
В.И. Ильин

Обсудите эту новость в Facebook, «Вконтакте» и подписывайтесь на наш Telegram
Расказаць сябрам
Перепечатка материалов DownShifter.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Падпішыцеся
Каб нічога не прапусціць
Чытайце таксама